Проблема немедицинского употребления психоактивных веществ с последующим развитием болезненной зависимости от них является одной из самых актуальных для современного человечества. Различные вещества, изменяющие состояние сознания известны людям с глубокой древности, когда они применялись с лечебной и ритуальной целями. Из анторопологических исследований известно, что есть лишь одно место на земном шаре, где не использовались никакие психоактивные вещества - это небольшое поселение в Гренландии. Из документов и исторических хроник известно, что шумеры, китайцы, индийцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков и использовали их в медицинских и ритуальных целях, шаманских путешествиях, магических обрядах и церемониях. Сохранились глиняные таблички культуры шумеров 5 тыс. лет до н.э., с рекомендациями приготовления и употребления опиума. Хорошо известно об использовании различных производных конопли (Китай, Индия в составе Сомы, Ближний Восток) и растений отличающихся галлюциногенным действием. Однако в доисторические времена, а так же и позднее, к наркотикам относились очень осторожно и право на употребление наркотиков, с учетом того, что они вызывают необычные состояния, имели только посвященные. Использование таких препаратов для остальных членов общества всегда оставалось запретным, а их самовольное употребление влекло за собой самое суровое наказание. Что касается наиболее  распространенного средства, изменяющего состояние сознание - алкоголя, то история его употребления тоже достаточно внушительна и насчитывает почти 10 000 лет. В древности были известны только слабоалкогольные напитки, такие как пиво и сухое вино, которые использовали для утоления жажды, сохранения водно-электролитного баланса и обеспечения организма питательными веществами, поскольку тогда избегали употребления сырой воды, служившей основным переносчиком инфекций. Однако в то время практиковалось умеренное употребление алкоголя. Например, употребление неразбавленного вина в Греции считалось признаком низкой культуры (пьян как раб). Алкогольные излишества допускались лишь в рамках различных мистерий, посвященных Вакху или Дионису, которыми руководили посвященные жрецы, хорошо знакомые с опасностями чрезмерного потребления спиртных напитков.
При этом реальная социальная опасность, связанная с заболеваниями, развивающимися в результате их употребления, возникла лишь в конце XIX века, и достигла поистине угрожающих размеров в XX-ХХ1 столетиях. В настоящее время практически ни одной стране мира не удалось избежать данной проблемы и, более того, по данным ряда стран число людей, страдающих от химической зависимости,  продолжает катастрофически расти. Современное человечество, которое тешит себя иллюзией контроля и безопасности за счет развития сложнейших индустриальных и информационных технологий, производящее ежедневно огромное количество предметов потребления, создавшее столько оружия, что его хватило бы на то, чтобы несколько раз взорвать Землю, оказалось совершенно не готово и бессильно перед природой собственной психики, которая зачастую проявляются в таких тяжелых болезнях как алкоголизм и наркомания. Все это требует от нас более глубокого осознания того, о чем говорят нам эти симптомы цивилизации, и выработки эффективных моделей профилактики и лечения химической зависимости.
С нашей точки зрения, просто невозможно понять всю глубину проблемы химической зависимости без учета трансперсональого подхода. Трансперсональная психология видит корни химической зависимости в тяжелом духовном кризисе, проживаемом человеком, а столь широкое распространения этого заболевания связывает с глобальным духовным кризисом человечества. Впервые понятие духовного кризиса ввел один из основателей трансперсональной психологии С.Гроф. Он понимает под ним  кризис личностной трансформации, основанный на осознавании индивидом несостоятельности материалистических ценностей и настоятельной потребности раскрытия духовных измерений бытия. С.Гроф отмечает, что в одних случаях духовный кризис может проявляться непосредственным проживанием трансперсонального опыта, который несет в себе колоссальный терапевтический потенциал, однако люди, проживающие его, нередко сталкиваются с трудностями в совладании с мистическими переживаниями и нуждаются в опытной поддержке. В других случаях нераспознанная духовная потребность может замещаться патологической зависимостью и быть сильно затемнена разрушающей и саморазрушительной природой расстройства. Действительно, существует достаточное количество свидетельств  того, что для многих людей за пристрастием к наркотикам, алкоголю и т.п. стоит нераспознанное стремление к духовным измерениям. Сами химически зависимые характеризуют свою болезнь как «духовное банкротство», «опустошенность», а выздоровление как «духовное раскрытие», «возрождение». Они часто отмечают свою потребность в поисках непознанных сфер жизни, жажду чего-то нового, постоянное чувство неудовлетворенности. По данным ряда авторов (Николаева 1977г. и др.) 64,8% опрошенных определили причину начала потребления наркотиков и алкоголя чувством неудовлетворенности и поиском новых ощущений. Некоторые описывают переживания от первой выпивки или употребления наркотика как некий духовный опыт, всеобщей доброты и псевдоединения. Действительно, существует поверхностное сходство между мистическими состояниями и состоянием опьянения, вызванных алкоголем и наркотиками. В обоих состояниях общим является ощущение растворения  индивидуальных границ, исчезновение беспокоящих эмоций и ощущение приподнятости над мирскими треволнениями. Уильям Джеймс осознавал эту связь и писал по этому поводу: «Влияние алкоголя на род человеческий, без сомнения, объясняется его свойством возбуждать мистические способности человеческого естества, обычно придавленные к земле холодными фактами и критической рассудительностью часа трезвых занятий. Трезвость умаляет, проявляет беспристрастие и запрещает, хмель расширяет, объединяет и разрешает» (James,1961). Скрытое значение этого для терапии он также понимал, что очень кратко выразил в своем знаменитом утверждении: «Лучшее лечение для дипсомании – религиомания». Таким образом, человек ошибочно принимает опьянение за путь удовлетворения глубинной душевной потребности. Однако, такие попытки найти решения для этих неукротимые порывов души вовне неизбежно приводят к развитию зависимого поведения и таких тяжелых заболеваний, как наркомания и алкоголизм. При этом парадоксальность ситуации заключается в том, что человек употребляет наркотик для решения своих духовных проблем, но тем самым лишь усиливает их и отдаляется от решения, попадая в замкнутый круг зависимости, что зачастую приводит его к самым трагическим результатам. Но важно отметить, что основа этого патологического круга зависимости лежит именно в духовном поиске, который конечно отражается на индивидуальных особенностях личности, ее социальных взаимоотношениях, но тем не менее не ограничивается только ими. С присущей ему проницательностью К.Г. Юнг выразил свое убеждение в том, что только глубокое духовное переживание может спасти человека от разрушительного действия алкоголя знаменитым изречением «spiritus contra spiritum». Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день именно духовно ориентированные подходы к решению проблемы химической зависимости зарекомендовали себя наиболее эффективными в мировой практике.
Примером такого подхода является самая известная программа по лечению и реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом «12 Шагов», являющаяся основой групп Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов и других групп самопомощи, а также активно используемая профессиональными центрами терапии зависимости. В этих 12 шагах избавления от алкогольной и наркотической зависимости описан нелегкий путь тысяч алкоголиков и наркоманов, которые обрели трезвость. Принципиальным является то, что «12 шаговая» программа спонтанно возникла из среды самих химически зависимых, и в этом свете, с нашей точки зрения,  может быть расценена как естественная попытка самоисцеления общества, своеобразный «иммунный» ответ социума на проявление духовного кризиса. Эта программа настолько удачна и универсальна, что по мнению К. Гроф,  может быть взята за основу и другими группами поддержки в духовном кризисе. Всесторонне учитывая биологические, психологические, социальные и духовные аспекты химической зависимости, она ведущую роль отводит именно духовному преображению. Поэтому наиболее адекватно 12 шаговая программа может быть понята с точки зрения трансперсональной психологии, знакомой  с закономерностями и непосредственным опытом проживания духовных измерений сознания. При более глубоком рассмотрении, «программа 12 шагов» необыкновенно точно передает драматическое путешествие наркомана или алкоголика на дно и возвращение обратно, которое как и в других критических состояниях представляет собой не что иное, как архетипический процесс «смерти – возрождения». Среди Анонимных алкоголиков и наркоманов существует выражение: «Для того, чтобы выплыть, человек должен сначала коснуться дна, чтобы было от чего оттолкнуться». Однако это падение на дно бывает крайне болезненно, травматично и опасно, в первую очередь из-за того, что психоактивные вещества мешают увидеть сам факт падения и его глубинную причину, состоящую в прохождении через процесс смерти ограниченных представлений о собственном «я», который часто превращается в реальное самоубийство, что ставит наркоманию и алкоголизм в список смертельно опасных заболеваний. В некоторых случаях люди утрачивают все: здоровье, дом, работу, деньги. Другим удается удержать иллюзию относительной сохранности своего внешнего мира. Однако какими бы ни были обстоятельства в каждом конкретном случае, каждый алкоголик или наркоман идет все дальше и дальше к своему полному физическому, эмоциональному, и духовному самоуничтожению. Когда человек достигает дна, все, кем он был и кем он является, все отношения и все точки отсчета, все рационализации и защиты разбиваются и человек остается обнаженным, сохраняя лишь самою суть своего существования. И вот именно этот апогей кризиса может стать началом выздоровления, когда человек признает свое бессилие перед наркотиками или алкоголем и неуправляемость собственной жизни, как это описывается в первом шаге. Из этого состояния абсолютной, ужасающей капитуляции некуда идти, кроме как наверх. Возрождаясь после этой опустошающей смерти, человек легко раскрывается для духовно ориентированного существования, для принятия идеи некого высшего начала или «Высшей Силы» и препоручения ей своей жизни, как это говорится во втором и третьем шагах программы. На этом этапе у химически зависимых часто бывают спонтанно-возникающие трансперсональные переживания, в виде непосредственного проживания нуминозного опыта, синхронностей и др., что может быть понято с позиции трансперсональной психологии и часто отбрасываются другими школами. Достаточно вспомнить опыт основателя движения Анонимных Алкоголиков Билла Уилсона. В состоянии полного жизненного краха, будучи абсолютным атеистом и скептиком, он начал молиться и пережил опыт контакта с «Божественным началом» в виде ослепительного света, наполненного бесконечным смыслом и любовью. На следующий день врач не узнал своего пациента, в отношении выздоровления которого потерял всякую надежду. С этого времени Билл Уилсон больше не притронулся к спиртному и стал идейным лидером АА. Интересно, что те, кто испытывает такой опыт трансперсональных переживаний значительно глубже проникают в идею 12 Шаговой системы и достигают наиболее качественной трезвости. В процессе глубинной трансформации многие люди, которые считались «кончеными» наркоманами и алкоголиками, к своему удивлению, обретают постоянный внутренний источник бесконечного великодушия, дающий им силу и руководящий ими. Они обнаруживают, что бездуховная жизнь тривиальна и бессмысленна. Одним из важнейших постулатов 12 шаговой системы является трансперсональный принцип: «Мы можем получать, только отдавая», о чем говорит 12 шаг программы.
Конечно, впервые в 12 Шагах был описан непростой путь трансформации тех, кто столкнулся с процессом смерти – возрождения в своей жизни, кто коснулся самого дна и смог подняться наверх. Однако, как уже говорилось выше, это очень опасный путь, который нередко заканчивается физической смертью в результате самоубийства, несчастного случая или осложнений от приема психоактивных веществ. Это делает необычайно важным существование специальных центров терапии зависимости, где люди находят помощь в осознании глубины своих проблем и поддержку в прохождении духовного кризиса. В таких центрах, использующих в качестве основы программу 12 Шагов» работают врачи, психологи и консультанты по химической зависимости, которые сами являются выздоравливающими наркоманами и алкоголиками. Профессиональный подход сочетается с искренним принятием и состраданием со стороны тех кто сам прошел через нелегкий процесс трансформации. С учетом того, что для глубокого осознания 12 шаговой программы требуется непосредственное проживание и контакта с духовными измерениями сознания, неоценимую помощь в структуре терапии в таких центрах оказывает применение различных духовных практик и интенсивных интегративных психотехнологий.
На базе клиники психотерапии «Дом у Дороги» имеется удачный опыт сочетания в реабилитационной программе для зависимых пациентов 12 шагового подхода с методом «холотропного дыхания», разработанного Станиславом и Кристиной Гроф и регулярной медитативной практикой. В процессе апробации использовались различные схемы, однако именно сочетание этих трех компонентов позволило добиться максимального эффекта за счет своей простоты, глубины воздействия и взаимодополняемости. Все компоненты данной схемы одинаково важны, однако, хотелось бы отметить значительное влияние на качество процесса терапии метода холотропного дыхания. Большинство пациентов, в структуру терапии которых не входил метод холотропного дыхания, демонстрировали высокий уровень сопротивления прохождению программы, например идеи капитуляции первого шага, жаловались на непонимание «Высшей Силы», духовных принципов программы, идеи «препоручения» третьего шага, чаще ограничиваясь рациональными, а то и вовсе формальными объяснениями. В отличие от них, большая часть пациентов, которые использовали в своей программе выздоровления «холотропное дыхание», отмечали неожиданные интуитивные прозрения, связанные с аналогией «капитуляции» и смерти «старого Я», глубокое проникновение в идею Высшей Силы с нахождением неформальных доказательств ее присутствия в жизни, отмечая большое количество синхронностей и связей в повседневной жизни с переживаниями в холотропных состояниях сознания, дающих доступ к проживанию духовных измерений. Кроме того, при использовании метода «холотропного дыхания», быстро достигалась хорошая терапевтическая атмосфера доверия и взаимной поддержки среди пациентов, большей готовности к внутреннему исследованию, взамен на защитные формы реагирования, большей укорененности в настоящем моменте и мотивацией на продолжение выздоровления. Роль персонала при подобной схеме работы заключается не столько в моделировании процесса выздоровления, сколько в следовании и поддержании естественного процесса трансформации, демонстрируемого самими пациентами, что превращает взаимодействие пациентов и персонала в увлекательное путешествие, полное неожиданных открытий. По предварительным данным сравнительной статистики длительности ремиссии у наших выпускников видно, что эффективность реабилитации значительно повышается при использовании в схеме терапии метода «холотропного дыхания», что делает обоснованным его активное включение в структуру  духовно-ориентированных реабилитационных программ.

Курс медитативной практики построен на методах, предложенных известным дзен-мастером Тхит Нат Ханом, специально адаптированных к современной жизни западного общества. Они нашли широкое применение в ряде клиник и оздоровительных программ Европы и США, где показали свою высокую эффективность. Суть данного подхода заключается в использовании медитативного состояния сознания для расширения зоны осознавания и повышении внутреннего ресурса. Сердцем этой практики является наполнение глубоким духовным смыслом каждого мгновения повседневной жизни. Исходя из нашего опыта, медитативная практика прекрасно сочетается с 12 шаговой программой. В результате клинического интервью выявлено, что реабилитанты,  регулярно практикующие медитацию, отмечают расширение репертуара поведенческих стереотипов, улучшение сотрудничества с психотерапевтом, устойчивое состояние удовлетворенности, способности ощущать контакт с духовными измерениями в повседневной жизни. Проводимые обследования выявили более выраженное снижение уровня тревожности по тесту Спилбергера, снижение показателей по шкале депрессии, снижение агрессивности по тесту Басса-Дарки в группе реабилитантов регулярно практикующих медитацию, по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, описанная модель стала результатом трансперсонального осмысления химической зависимости и, на наш взгляд, может служить одним из вариантов программы реабилитации для людей страдающих химической зависимостью.
Подводя итог, можно сказать, что глубинное значение такого социального симптома, как патологическая зависимость от наркотиков и алкоголя нам видится в еще одном указании на недостаток духовных ценностных ориентиров  в современном мире и на естественную потребность в них для выживания человечества. Наряду с загрязнением окружающей  среды, хищническом опустошении невозобновляемых ресурсов, использовании силы в качестве  базового средства разрешения окружающих затруднений, рост наркомании и алкоголизма в большинстве стран мирового сообщества говорит нам о том, что материалистическая направленность западной технологической цивилизации привела сегодня к тому, что биосфере и самой человеческой жизни наносится сегодня такой урон, динамика которого очень скоро может стать необратимой. И страдания миллионов зависимых людей должно привлечь наше внимание к этому глобальному кризису. А путь профилактики и исцеления от наркомании и алкоголизма нам видится в радикальном сдвиге ценностей от позиции потребления и насилия в сторону осознания фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости всего в природе, что является истинно духовным осознанием.

Литература.
1.    С.Гроф, К. Гроф / «Неистовый поиск себя»/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 1996г.
2.    С. Гроф / «Психология будущего»/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 2001г.
3.    К.Гроф./ «Жажда целостности»/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 2000.
4.    С.Гроф и К. Гроф /”Духовный кризис”/, Независимая фирма “Класс”, Издательство института трансперсональной психологии, Москва 2000г.
5.    С.Гроф /”Надличностное видение”/ Издательство АСТ, Издательство института трансперсональной психологии, издательство К. Кравчука, Москва 2002г.
6.    С. Гроф. /”Путешествие в поисках себя”/ Издательство  института трансперсональной психологии, Москва 1994г.
7.    С. Гроф. /Космическая игра”/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 2000г.
8.    Ф.Капра. /Паутина жизни/Издательство «София», 2002г.
9.    В. Козлов /Работа с кризисной личностью/, Издательство института психотерапии, Москва 2003г.
10.    В. Козлов, В. Майков, /”Основы трансперсональной психологии”/ Издательство института трансперсональной психологии Москва 2000г.
11.    Тик Нат Хан  /Руководство по медитации “Чудесная внимательность”/ Издательство Дзен-центра, Москва 2001г.
12.    Тит Нат Хан / «Мир в каждом шаге»/ Издательство «Нирвана» 2002г.
13.    А. Маслоу /По направлению к психологии бытия”/ Издательство “Эксмо-пресс” 2002г.
14.    К. Юнг /”Бог и бессознательное”/ Издательство АСТ-ЛТД, Москва1998г.
15.    Э.А. Бабаян /"Динамика развития наркомании в Российской Федерации" /1988 г.
16.    Приказ №68 Минздравмедпрома РФ от 22.02.96г. "Об исполнении федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"
17.    "Откуда тупики наркологической практики" /Медицинская Газета” №73 11.09.98.
18.    П. Шабанов /"Руководство по наркологии" /Издательство "Лань" Санкт-Петербург. 1998г. с. 209.
19.    И. Пятницкая "Наркомании" Медицина 1994г.
20.    Ю.Гурочкин, В.Иванов, Н.Григорьев/ "Какие мозги лучше - жаренные или замороженные?"
21.    Лоуренс С. Фридман, Николас Ф. Флеминг, Дэвид Х. Робертс, Стивен Е. Хайман, Наркология, издательство Бином, Москва 1998.
22.    Woody, G.E., McLellan, A.T. et al. Twelve-month follow-up of psychotherapy for opiate dependence. Am. J. Psychiatry 144/ 590-596, 1987.
23.    McLellan A.T., Arndt I.O., Metzger D.S., Woody J.G., O'Brien C.P. The effects of psychosocial services on substance abuse treatment. JAMA; 269: 1953-1959, 1993.